Las Cruces это название проектируемой гидроэлектростанции на границе штатов Найарит (Nayarit) и Дуранго (Durango) в Западной Мексике. Её планируют построить на реке Сан Педро (San Pedro). Перед воплощением такого рода проектов, проектов которые предполагают очень значительные локальные изменения окружающей среды, проводится длительная подготовка, в частности изучается характер землепользования в прошедшие десятилетия. Для этого привлекаются разные источники, в том числе карты растительности, полученные на основе анализа данных дистанционного зондирования (remote sensing).
Случилось так, что в последние два-три года я стал часто участвовать в работах по изготовлению карт растительности на основе анализа спутниковых фотографий. Las Cruces последний к настоящему моменту проект такого рода. Что-то нужно сделать к концу января, а что-то к марту. Поэтому сейчас я время от времени занимаюсь этим.
У меня двойственное отношение к таким проектам. С одной стороны, я понимаю необходимость развития энергетической инфраструктуры, преимущества гидроэлектростанций как "зелёного" метода получения электроэнергии, с другой меня не может не беспокоить разрушение местообитаний растений и животных, связанное с затоплением ущелий и изменением гидрологического режима территории.
Казалось бы, всё просто. Мексиканские гидроэлектростанции имеют общую мощность более 11 ГВт, и в год производят около 47 тераватт-часов энергии, что составляет приблизительно 22% от всего производства энергии в этой стране (CFE). Если бы эта электроэнергия была получена из ископаемого топлива, потребовалось бы сжечь более 19 миллионов тонн угля, или эквивалентный объём нефтепродуктов/газа. А значит, в атмосферу попало бы 49 миллионов тонн двуокиси углерода, или даже больше (1). Я слышал что это плохо влияет на климат. К вопросу влияния на климат я вернусь в другой раз, но в отношении преимуществ генерации энергии из возобновляемых источников существует полная ясность.
Однако, в связи с проектом Las Cruces оказываются затронуты массивы сезонного тропического леса (selva baja caducifolia), столь характерного для горных ущелий на тихоокеанском побережье. Участь тропического леса печальна, но наиболее тревожно не это, а влияние на зону мангров Marismas Nacionales (которую предполагают превратить в природоохранную зону). Изменение гидрологического режима реки Сан Педро наверняка приведёт к изменениям в её дельте, а это непременно скажется на обширных мангровых зарослях, весьма чувствительных к трудноконтролируемым факторам, таким как солёность воды или концентрация растворенного в воде кислорода. У меня нет уверенности что эффект будет исключительно негативным для мангров. Но изменения растительности в прибрежной зоне обязательно будут. Чтобы разобраться, как изменялась растительность в последние десятилетия, каковы тенденции этих изменений (а они всегда выражаются в сокращении площади естественной растительности) анализируем данные дистанционного зондирования доступные с начала 70-х годов.