Sep 17, 2012

В последние годы постоянно приходится сталкиваться с элементами компетентностного подхода к образованию. Воплощение системы компетенций приводит к рефомам не только в университете, но и в среднем образовании, и даже в дошкольном.  На рынке труда (в Мексике) начинают требовать от будущих школьных преподавателей документального подтверждёния подготовки в рамках модели компетенций.

В то же время, сама модель компетенций кажется мне серьёзной ошибкой. Мне близка озабоченность академика РАН Виктора Васильева, полагающего следующее:

[...]
В действительности компетентностный подход является частью проводимой сейчас политики подготовки узких специалистов, умеющих на уровне готовых рецептов решать небольшой комплекс конкретных задач и не обладающих кругозором вне этой ограниченной области. Фактически под университетом в Болонской концепции понимается примерно то, что 45 лет назад называлось техникумом (а настоящие университеты типа Кембриджа сильно страдают от этой унификации).
[...]
В результате хорошим тоном считается отвергать любое знание, если уже сегодня не видишь конкретной задачи, к которой его можно непосредственно применить. Это — путь в стойло.
[...]
Наверное, не стоит здесь говорить, что унизительно прожить жизнь в этом прекрасном мире и не поинтересоваться, как устроен атом, как горит звезда, как растет дерево, почему дети похожи на родителей, и т.п., даже если это знание не даст тебе куска хлеба с маслом: это, увы, не всякого тронет. Но то, что казавшиеся вчера «оторванными от жизни» знания являются основой всего сегодняшнего прогресса (а стало быть, приносят своим носителям вполне конкретную выгоду),— этот факт настолько очевиден, что должен быть доступен даже «наиболее мотивированной части студентов». На уровне школы также ведется пропаганда, рассчитанная на господ Простаковых: ах, на деньги налогоплательщиков бедных детей учат складывать дроби, когда есть карманный калькулятор!
[...]

Виктор Васильев. 2011. Отказ от фундаментальности образования делает «компетенции» заведомой фикцией. ТрВ 85: 6-7.

No comments:

Post a Comment