Jan 13, 2015

На протяжении последнего десятилетия все мы стали свидетелями множества радикальных изменений в российской политике и в российском обществе, многие из которых было трудно или даже невозможно представить себе в недавнем прошлом. Одно из фундаментальных изменений мне хотелось бы сейчас упомянуть. Речь об изменении отношения к Западу и европейской цивилизации.

В 90 годы общество в целом признавало Россию как принадлежащую европейской цивилизации страну, по крайней мере так казалось из Санкт-Петербурга. Сама по себе эта принадлежность подтверждается всей русской историей и культурой 18-20 веков, и как таковая не подлежит сомнению, во всяком случае, в отношении постпетровской России. Тогда не подвергали это сомнению ни знакомые соотечественниками, ни западные, европейские источники. Более того, казалось что всё идёт к постепенной интеграции России в западный мир, из которого она была частично исключена в советскую эпоху. Важно отметить, что хотя политически Советский Союз и находился в противостоянии с Западом, с цивилизационной точки зрения он полностью принадлежал к европейской традиции, поэтому сохранял принидлежность к европейской цивилизации. Поэтому на границе веков разница между жителями Санкт-Петербурга и других европейских городов с культурной, образовательной стороны казалась не столь велика. Европейская цивилизация была и нашей цивилизацией. Для меня лично по-другому и быть не может.

В последние годы русское общество удивительным образом преобразилось. Я наблюдаю изменения немного со стороны, так как последние 13 лет провёл за пределами страны. Произошла утрата ряда качеств, унаследованных обществом с советских времён. Позитивное наследие советского времени включало в себя низкий уровень религиозности населения и качественное образование. И вот, сравнительно недавно религия, в первую очередь православие, вдруг вновь громогласно заявила о себе. Под видом духовного возрождения в общество стало проникать мракобесие и варварство, искоренённое в советскую эпоху, казалось бы навсегда. Клерикализм стал проникать даже в университетскую среду. Вместе с тем качество образования как в системе среднего образования, так и в ВУЗах стало неуклонно снижаться. Всевластие денег, оказавшихся в руках недостаточно достойных людей, поставило под вопрос очень многое из советского наследия, как социальную справедливость вообще, так и ценность образования, труда, творчества, поиска. Люди стали терять ценностные ориентиры светского европейского общества, прививаемые в том числе русской и европейской литературой и искусством. Некоторые иностранцы, которые посещали Россию в середине 2000 годов, говорят что не знают другого общества настолько развращённого деньгами, настолько беспринципного. Думаю, больше всего подобная развращённость относится к Москве. Но всё российское общество, вероятно, подверглось сходной трансформации ценностей. Кажется, беспринципность общества опирается, в том числе, на беспринципность власти, поправшей основы парламентской демократии и законности.

То, что стало происходить после 2008 года, невозможно было представить себе в страшном сне. Российское общество стало явным образом декларировать отказ от европейских ориентиров как на словах так и действиями. Стали преледоваться инскомысящие. Лидером данной тенденции оказалась центральная власть, которая была первой в отказе от очень многих основ. Кажется, больше никто не считает что Россия может быть частью цивилизованного мира. Особенно ярко это варварство новой путинской России проявилось в прошлом году, и сейчас, в момент недавней трагедии Charlie Hebdo, когда слишком многие жители России вдруг проявили солидарность с мусульманскими фундаменталистами, а не с секулярным европейским миром. Неужели все эти люди действительно больше не считают себя европейцами? Неужели они стремятся в новое варварство a la "День опричника" Сорокина или "Москва 2042" Войновича? Я всё же отказываюсь в это верить...

На эту тему 13.1.2015 пишет А. Троицкий в "Новой Газете": Россия — Европа. Возврат билета [www.novayagazeta.ru/columns/66795.html].

No comments:

Post a Comment