Feb 8, 2003

К обоснованию убежища

Выписал немало интересного из первой части (первая книга) работы Антикопирайт, хотя значительная часть текста интереса не вызвала. Но отдельные моменты непременно пригодятся при размышлениях над обоснованием убежища. Намереваюсь дочитать сегодня. Расстраивает только что автор иногда, кажется, недостаточно последователен, а зачастую излишне увлекается наглядными примерами из области музыки или производства компьютерных программ, соответствующими ожиданиям аудитории. Эти куски можно пропускать.

Вообще тематика которую вскользь затрагивает М. Вербицкий выходит далеко за рамки моей игры и потрясающе применима к размышлениям о фундаментальных вещах. Например, о несостоятельности «работы».

Фрагменты из третьей книги работы М. Вербицкого «Антикопирайт»: [...] Хорошо известен социо-экономический анализ Макса Вебера, объяснявшего особенности европейского хозайствования и в целом капитализм спецификой западно-европейского христианства. Англо-американская цивилизация построена на протестантской, кальвинистской ментальности - богатство и успех интерпретируется как божественный знак, указующий праведника; в этом религиозном контексте (и ни в каком другом) собственность приобретает характер сакрального посвящения. Вне протестантской ойкумены, о таких вещах, как неприкосновенность частной собственности, говорить просто смешно. [...] Я обвиняю Америку, на которой лежит ответственность за позор наших дней: обожествление труда, эту омерзительную идеологию, основанную на прославлении материального прогресса, брезгливо-пренебрежительную к любой утопии и поэзии, ко всему, что служит совершенствованию человеческой души... Я не могу не противостоять этой тенценции; самым решительным броском вперед - идеей, и наиболее творческим из всех действий - бездельем. (Тристан Тцара) [...] Коммунизм, будучи обществом бесконечной оральной гратификации, обществом без property и без properness, без социальных рамок и барьеров, на глубочайшем подсознательном уровне пугает и отвращает американца; именно поэтому общество без собственности и без принуждения в Америке - одно из самых запретных табу. Общество "Далекой Радуги" или "Понедельник начинается в субботу" Стругацких для американца - чудовищная, страшная антиутопия; общество, где нет ни Бога, ни Спасения; Бога и Спасения, явленного американцу в форме непосильного, бессмысленного, оглупляющего труда, материального успеха и достатка. Это совершенно неудивительно, что американцы изобрели конвейеры; если можно в одном образе передать американский национальный архетип, то этот образ будет - конвейер. [...]

No comments:

Post a Comment