Feb 26, 2003

Всякий текст есть цитатная мозаика (Ю. Кристева)

Книга М. Вербицкого «Антикопирайт», упиминается в беседе Александра Костинского и Владимира Губайловского об экономических предпосылках законодательного утверждения ограничетельных концепций интеллектуальной собственности.

Отмечен очень важный момент: генетически, утверждаемая законодательно концепция интеллектуальной собственности, связана с такими вещами как предпринимательская смекалка, реклама и торговая марка, однако, сейчас она распространяется на все иные области, в том числе, на академическую сферу, где такой подход был до последнего времени абсолютно неприемлем.

Согласен с А. Костинским что законы об интеллектуальной собственности «обслуживают самую мощную тенденцию в экономике». Они окзываются непосредственным следствием утверждения сегодняшней глобальной постиндустриальной экономической модели и вообще делают её возможной. Именно концепция интеллектуальной собственности делает обоснованным перераспределение капитала такое, какое имеет место сейчас. Вот такого масштаба явление.

То есть, ясно, критику новых веяний в области охраны интеллектуальной собственности следует начинать с критики утверждающейся структуры постиндустриального общества. Этого пониамния, как мне кажется, пока недостаёт многим защитникам «антикопирайта».

[...]интеллектуальная сфера становится основой долгосрочного благосостояния развитых стран, позволяя им конкурировать друг с другом и оставлять у себя большую часть прибыли, несмотря на то, что самые трудоемкие производства давно размещены в странах третьего мира.

[...]Сейчас в мире земли навалом, с нее приличную ренту не получишь, не получишь даже с обычных высокопроизводительных станков, потому что станки, поставленные во Вьетнаме, будут работать экономически эффективнее, чем в Китае, в Китае эффективнее, чем на Тайване, на Тайване эффективнее, чем в Соединенных Штатах. И поэтому любой промышленник столкнется с тем, что ему выгоднее повезти станки в одну из развивающихся стран, чтобы снизить себестоимость товара. Но в какой-то момент люди в развивающихся странах понимают, что они получают небольшую долю общей прибыли, что она сосредоточена в надбавках оптовиков, в торговой марке или наценке розницы. Если не будет серьезного барьера на пути создания марочного продукта, то тот интеллектуальный труд, который был вложен в позиционирование товара, в создание брэнда, может быть очень легко перенят. Нет барьера, - выходит более дешевый образец и в какой-то момент потребители начинают понимать, что они могут купить такой же товар, но под менее дорогой маркой, пусть корейской, тайваньской или китайской. А резервов по снижению себестоимости в развитых странах уже нет, другой уровень жизни работников.

No comments:

Post a Comment