Nov 27, 2003

Интервью со Славоем Жижеком

Большое интервью с чудесным Славоем Жижеком (Slavoj Žižek) в новом журнале Riga Nova. Признаться, Жижек продолжает каказаться мне чудесным непрерывно, и с того самого момента как несколько лет назад прочитал его книгу «Возвышенный объект идеологии».

Цитата из интервью: [...] Но вы знаете, что в меня вселяет пессимизм и надежду? Боже мой, так трудно это выразить… Я действительно думаю, что из-за всего этого социального неспокойствия, из-за экономической ситуации... Я говорил в Америке с серьезными экономистами. Проблема в том, что частная собственность сегодня перестала нормально функционировать. Вот как охранять интеллектуальную собственность? Например, в биогенетике. Знаете, что пытаются уже делать фармацевтические фирмы? Они пытаются патентовать сны. Даже если вы этот сон переживаете, они владеют формулой вашего сна. Или проблемы с музыкой. Я не думаю, что эта игра мирового капитализма будет бесконечной. Тут большая проблема, вызов. И всегда есть надежда, что что-то новое изобретут, но может, будет еще хуже Я боюсь, что тенденцией ближайшего будущего станет лимитрование свободы. Смотрите, сегодня никто не голосует по самым важным проблемам. Что произошло за последние 20 лет на Западе? Большие экономические перемены, новая глобальная логика – и никто по этому поводу не голосовал. Есть глобальные организации типа ВТО, МВФ – за ними нет никакого демократического политического контроля. И мы все меньше и меньше голосуем. И в этом современная ирония. Есть такая шутка, но она серьезная, Если бы демократия была тем, чем она должна быть, это означало бы, что люди в публичных дебатах обсуждают и затем голосуют по кардинальным вопросам, о том, как общество будет развиваться и пр. Извините, но в Иране – нет, я не хочу там жить – больше демократии, чем в США. Почему? Я знаю, что я сумасшедший, говоря это, я знаю, что такое Иран, ислам, но, по крайней мере, у них ведутся серьезные битвы по поводу того, как общество должно развиваться. В Америке нет таких дебатов, дискутируют об абортах, но не о самых важных экономических вещах. Чем дальше, тем больше политика будет исчезать, заменяясь нейтральными экспертными мнениями. Вот в чем сегодня проблема: когда они принимают экономическое решение, они не признаются в том, что это политическое решение. Он просто говорят: вот экономическая экспертиза. Таким образом, выражаясь в старомодном марксистском ключе, грядет десакрализация. [...]

No comments:

Post a Comment